Дата и время Карта сайта
Ru | En
A A A

Вестник Технологии Судостроения 10'2003


СОДЕРЖАНИЕ

ФГУП ЦНИИ ТЕХНОЛОГИИ СУДОСТРОЕНИЯ — ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Горбач В. Д. ФГУП ЦНИИ технологии судостроения — взгляд в будущее 
Материал начинается с некоторой исторической справки, которая объясняет как складывалась существующая ныне структура ФГУП ЦНИИТС, о задаче, которая стоит перед каждым подразделением. Затрагиваются проблемы, которые институту пришлось пережить во времена перестройки, о стабилизации ситуации. Оптимистический взгляд в будущее основан на востребованнности предприятиями отрасли, о тех перспективных направлениях деятельности, которые будут развивать в дальнейшем.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РФ ЦНИИ ТЕХНОЛОГИИ СУДОСТРОЕНИЯ

Клопов А. Е. Анализ основных направлений экономического развития ФГУП ЦНИИТС 
Рассматриваются основные направления научной деятельности предприятия, научно-технический и кадровый потенциал института, задачи института, определяющие его место в отраслевой технологической науке в становлении его как государственного научного центра.

Соколов О. Г., Рыманов В. Ф. Приоритетные направления развития судостроительных технологий 
В материале обозначены генеральные направления, формирующие образ судотехнологию будущего, основанное на анализе тенденций развития мирового судостроения на рубеже веков и о том какая роль в решении стоящих перед отраслью проблем отводить ЦНИИТС.

Бахабов Е. А., Титков Ю. С. Управление интеллектуальной собственностью в области технологии судостроения 
Отражены особенности организации работ по управлению интеллектуальной собственностью в области технологии судостроения на основе анализа отечественного и зарубежного опыта с учетом эффективности и коммерциализации результатов научно-технической деятельности, приведены результаты инвентаризации результатов интеллектуальной деятельности.

Шабаршин В. П., Исаева Т. Т. О науке и научных кадрах ФГУП ЦНИИТС

Межеричер Л. А. Лицензирование в ФГУП ЦНИИТС

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НТФ «СУДОТЕХНОЛОГИЯ»

Марголин Г. З. Основные направления научно-технической деятельности НТФ «Судотехнология» и результаты НИОКР в области наукоемких технологий

Васильев А. А., Куклин О. С. Перспективы организации производства автоматизированных гибочно-правильных станков и машин с ротационно-локальным принципом деформирования в Российской Федерации 
В статье рассмотрены перспективы организации производства автоматизированного гибочно-правильного оборудования разработки ФГУП ЦНИИТС, приведены технические характеристики станков и машин, а также показатели инвестиционной привлекательности проекта.

Шуньгин В. Ю., Матвеев С. А. Моделирование и расчет параметров процессов ротационно-локального деформирования листовых деталей 
Рассматриваются основные направления исследований, проводимых с использованием моделирования кинетики процессов ротационно-локального деформирования. Приведены примеры применения моделирования с помощью метода конечных элементов процесса ротационно-локального деформирования листовых деталей.

Сясько В. А., Синицкий В. А. Реализация лазерно-акустического метода и автоматической быстродействующей измерительной станции для контроля размеров и формы судовых деталей и конструкций 
Рассмотрен новый метод и аппаратура для измерения геометрических параметров судовых деталей и конструкций, связанных с использованием бесконтактной быстродействующей лазерно-акустической измерительной станции (ЛАИС), которая в ряде областей контроля эффективно позволит заменить ручной механический инструмент, оптические приборы, оснастку (шаблоны), а также весьма дорогостоящую импортную оптико-электронную аппаратуру.

Левшаков В. М., Васильев А. А. Технология судокорпусного производства с реализацией групповых методов обработки и автоматизацией производственных процессов с использованием эффекта новых высококонцентрированных источников энергии 
В статье рассмотрены новейшие автоматизированные технологические процессы, разрабатываемые ФГУП ЦНИИТС и рекомендуемые к внедрению в судокорпусостроении: лазерная и плазменная резка и сварка, электродуговая вакуумная очистка, сварка конструкций с минимальными деформациями, приведена экономическая оценка эффективности внедрения новейших технологий.

Левшаков В. М., Кириллов В. Ф., Стешенкова Н. А., Гусельников Ю. М. Машины термической резки нового поколения в современном судостроении 
В институте разработана комбинированная машина термической резки «Ритм-М», оснащенная плазменным суппортом и прицепной газовой кареткой. Машина представляет собой дальнейшее развитие МТР «Ритм», успешно эксплуатирующихся на предприятиях машиностроения. МТР «Ритм-М» оснащена системой управления на базе промышленного компьютера и современными цифровыми приводами с вентильными двигателями лучших зарубежных фирм, обеспечивающими высокую точность работы машины и высокие динамические характеристики, плазмотроном новой конструкции и специально спроектированным источником питания УПР-4011 для плазменной резки. Машина нового поколения имеет двухсторонний привод и может использоваться как на индивидуальных рабочих местах, так и в поточных автоматизированных линиях. Необходимость разработки, создания и внедрения машин тепловой резки (МТР) нового поколения продиктована потребностью судостроительных и металлообрабатывающих предприятий в модернизации и переоснащении производственной базы и, в первую очередь, корпусо-заготовительных производств. Это позволит повысить технологический и технический уровень механизации и автоматизации, перейти к передовым групповым ресурсосберегающим методам обработки на многофункциональных обрабатывающих центрах. При этом, как показывает опыт, производительность повышается в 1,5—2,0 раза за счет снижения трудоемкости вследствие исключения операций подгонки и правки конструкций.

Горбач В. Д., Поникаровский Р. Ф., Суздалев И. В. Надежность, качество и адаптивные процессы сварки 
Рассмотрены вопросы гарантированного обеспечения качества сварки при использовании современных научно-технических достижений: технического зрения, числового программного управления, автоматического мониторинга за процессом сварки. Освещены результаты и ход работ по созданию технологии и оборудования для выполнения адаптивных процессов сварки.

Горбач В. Д., Кисилевский Ф. Н. К вопросу адаптивного управления процессом формирования шва при многодуговой сварке 
В материале говорится о необходимости и актуальности развития научных и прикладных основ решения проблемы технологической адаптации при управлении процессами сварки, развитой в значительной меньшей степени, чем проблема геометрической адаптации. Дана структурная схема системы управления процессом двухдуговой сварки, а также математические выкладки, которые являются необходимой предпосылкой для решения конкретных практических задач адаптивного управления формированием размеров сварки шва при многодуговой сварке стальных конструкций.

Горбач В. Д., Бочкарев В. П., Назарук В. К. Полуавтомат плазменной сварки неплавящимся электродом изделий из алюминиевых сплавов малых толщин 
Разработан и изготовлен новый полуавтомат для плазменной сварки алюминиевых сплавов малых толщин на постоянном токе обратной полярности. Полуавтомат предназначен для механизированной сварки стыковых и нахлесточных соединений односторонним швом в различных пространственных положениях. Основные технико-эксплуатационные показатели: высокое качество сварных соединений, привлекательность процесса сварки, высокая степень очистки поверхности от окислов в процессе сварки, повышение производительности труда в 1,5-2,0 раза по сравнению с аргонодуговой сваркой, снижение трудоемкости изготовления конструкций за счет уменьшения сварочных деформаций и объема правочных работ. Полуавтомат рекомендуется для внедрения на судостроительных предприятиях и предприятиях смежных отраслей. Эффективность полуавтомата определяется отсутствием аналогов на внутреннем и внешнем рынках.

Суздалев И. В., Левшаков В. М., Васильев А. А., Стешенкова Н. А. Перспективы и преимущества промышленного использования лазерной резки и сварки в судостроении 
В современном судостроении качество изготовления является ключевым фактором достижения продуктивности. Применение лазерной техники — путь к решению проблемы повышения качества корпуса. Лазерная резка обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с плазменной или кислородной резкой. Это, прежде всего. высокая точность вырезки деталей при практическом отсутствии их тепловых деформаций, обеспечиваемые благодаря минимальной ширине реза, отсутствие скоса кромок и минимальные газопылевые выбросы, легко удаляемые за счет местного отсоса небольшой мощности. Увеличение затрат на лазерную резку деталей, по сравнению с традиционными технологиями, окупается за счет исключения пригоночных работ при сборке конструкции корпусов судов. Маркирование и разметка деталей, вырезаемых на машинах лазерной резки с ЧПУ, также может осуществляться с помощью лазера, что превращает эти машины в рода обрабатывающие центры. Основными преимуществами лазерной сварки, по сравнению с традиционными дуговыми способами. являются более высокая скорость, высокое качество шва, минимальная зона термического влияния, минимальный расход присадочных материалов и практическое отсутствие тепловых деформаций. Увеличить толщину свариваемых деталей, повысить скорость сварки и улучшить качество шва позволяют новейшие технологии комбинированной лазерно-дуговой сварки. Для реализации процесса лазерной сварки корпусных конструкций создаются роботизированные участки.

Герасимов Н. И., Канаев Д. Н. Основные методы монтажа судового энергетического оборудования 
Современный этап развития судостроения характеризуется повышенным вниманием к качеству, продолжительности и трудозатратам постройки судов. При этом сборка и монтаж судового энергетического оборудования являются основными и определяющими звеньями в цепи технико-экономических показателей строительства судов и кораблей. От того, какие методы сборки и монтажа основного и вспомогательного оборудования заложены в основу производства верфи, определяется общая эффективность постройки судна, корабля или подводной лодки. В статье рассматриваются различные методы сборки и монтажа: узловой, блочный, крупноблочный и модульно-агрегатный. По каждому методу дается технологическая схема и технико-экономический анализ. Значительное место в статье отведено модульно-агрегатному методу монтажа как наиболее эффективному при постройке судов. Приведены схемы наиболее современных средств технологического оснащения для погрузки крупных сборочно-монтажных единиц.

Никитин В. А. Технологические особенности гибки труб с применением индукционного нагрева 
Рассматриваются вопросы гибки труб с применением индукционного нагрева. Приводится анализ режимов гибки и способов охлаждения труб из различных материалов. Анализируются перспективы автоматизации процесса гибки.

Гаврилюк Л. П. Метрологическое обеспечение монтажа специального оборудования 
Показана важность учета ошибки базирования трехмерных средств измерения относительно объекта измерения, предложены решение задачи обеспечения поверочного эталона и методика оптимизации выбора трехмерных средств измерения при разработке методик выполнения измерений в соответствии с требованиями международных стандартов.

Воронин А. И., Кузавков В. М., Розинов А. Я., Штайц В. В. Совершенствование способов контроля интегральной герметичности крупногабаритных конструкций 
В статье приведен обзор традиционных методов контроля интегральной герметичности, показана возможность их практического применения, даны основные направления совершенствования этих способов.

Кузавков В. М., Розинов А. Я., Рыдловский В. П., Ярыгин О. В. Проведение контроля локальной герметичности корпусных конструкций инструментальным методом с использованием пузырькового эффекта 
Статья содержит анализ трудоемкости и недостатков традиционных методов контроля герметичности, а также оценки уровней акустических помех при изготовлении сварных конструкций. В ней приведены результаты экспериментальных исследований спектров акустических полей, возникающих при истечении сжатого воздуха через сквозные дефекты. Дано описание конструкции и принципов действия нового широкополосного течеискателя (анализатора) для выявления сквозных дефектов акустическим методом. Указаны принципы технологии и конструктивного устройства течеискателей (камер) для выявления сквозных дефектов методом вакуумирования. Описана физика и дана оценка результатов использования пузырькового эффекта при контроле герметичности акустическим методом и методом вакуумирования.

Рагулина Т. Л., Федорова О. Е. Импортозамещающие технологии и конструкции из модифицированных полифункциональных композитных материалов для судов XXI в. 
В статье рассмотрены исследования, проводимые ФГУП ЦНИИТС по использованию нанотехнологий в основных областях применения композитов в судостроении, приведены преимущества модификации и экономическая эффективность внедрения нанотехнологий для конкретных объектов.

Голланд В. А. Новое в технологии монтажа гидроакустических покрытий 
В статье отражены следующие важные направления в технологии монтажа гидроакустических покрытий (ГАП): 
1. Освоение и применение в технологии монтажа покрытий новых ГАП. Данное направление концентрируется на разработку новых конструкций ГАП, в частности, уменьшение толщины покрытий, увеличение акустического эффекта, а главное, исследование технологичности пластин, от которой зависит качество подготовки покрытий, способов нанесения и усилия для их прижима. 
2. Применение новых материалов для технологи ГАП. Этот вид направления охватывает широкий диапазон исследований, одними из которых являются исследование адгезионных свойств резин входящих в состав ГАП, поскольку изменение синтеза каучука, а в дальнейшем получение резины с последующей корректировкой рецептуры резиновой смеси значительно влияют на технологические операции подготовки и монтажа покрытий; исследование прочности связи новых резин с новым герметиком. Здесь раскрывается огромный спектр исследований узлов соединений между герметиком и резиной, а также разработок, связанных со способами подготовки поверхности резин под герметизацию; исследование клеевой композиции используемая в технологии ГАП, связанное с заменой штатного наполнителя на эффективный, а главное на более безопасный наполнитель.

Сафиулин Н. С., Елина Н. Н., Прокулевич В. А. Экологически безопасное оборудование для струйно-абразивной очистки, обеспечивающее современные требования к качеству подготовки перед окрашиванием 
ФГУП ЦНИИТС разработаны и производятся серийно экологически безопасные струйно-абразивные аппараты с замкнутой циркуляцией абразива «Буран-3М» и «Вихрь-2М», позволяющие производить качественную очистку от окалины, ржавчины и старых лакокрасочных покрытий до степени Sa 1/2 по международному стандарту ИСО 8501-1:1988.

Сясько В. А., Синицкий В. А., Булатов А. С. Система приборов неразрушающего оперативного контроля для технологических процессов подготовки поверхности, нанесение лакокрасочных материалов и коррозийного состояния металлоконструкций 
В статье дано описание разработанного комплекта отечественных импортозамещающих сертифицированных приборов для контроля качества защитных покрытий металлических деталей и конструкций, а также для неразрушающего контроля остаточной толщины самого металла, подверженного коррозии. В указанный комплект входят гамма толщиномеров металлов «Булат», гамма толщиномеров покрытий «Константа», твердомер и адгезиметр покрытий, электролитический и электроискровой дефектоскопы и др. приборы.

Розинов А. Я., Александров Н. И., Анитропов В. А. Технологические решения процесса утилизации технически сложных судов АТО 
В статье рассмотрены основные технологические решения, которые следует учитывать при разработке нормативной документации и производстве работ по утилизации судов атомного технологического обслуживания (АТО). Технологические решения рассмотрены на примере судов АТО классов «плавучая техническая база», дозиметрическая станция» и «плавучая емкость» при их утилизации в условиях судоремонтных предприятий различного уровня технической оснащенности.

Соловьев Г. В., Михайлов А. О., Тукачев Е. В. Термическая утилизация корабельных отходов в море 
Статья освещает проблемы, связанные с термическим обезвреживанием отходов, возникающих во время эксплуатации судов.

Старцев Б. А., Крукелис В. П., Корнюхин Л. М. Отраслевая система обучения по вопросам охраны труда 
Представлены материалы о функционировании в отрасли системы обучения работников по вопросам охраны труда, а также о состоянии производственного травматизма и профзаболеваний в отрасли.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПФ «СОЮЗПРОЕКТВЕРФЬ»

Наседкин С. П., Межеричер Л. А. Создание и развитие производственных мощностей судостроительной отрасли промышленности России
Излагается краткая хронология создания верфей в России, становление судостроительной отрасли промышленности, появление генеральной проектной организации в отрасли, проектирование строительства новых и модернизации действующих предприятий отрасли. Отмечен вклад ПФ «Союзпроектверфь» ЦНИИТС в создание и развитие производственных мощностей судостроительной отрасли. Наседкин С. П., Межеричер Л. А. Итоги работы ПФ «Союзпроектверфь» 2001—2002 гг., условия успешной работы в будущем Приведены итоги работы за 2 года, отмечены наиболее крупные проекты объектов строительства, дан краткий анализ плановой загрузки и определены потенциальные возможности наполнения «портфеля заказов» на 2003 и последующие годы, отмечен ряд крупных объектов, на проектирование которых контракты подготовлены или уже заключены, что обеспечит плановую загрузку с достижением высоких плановых показателей в перспективе.

Гуткин Ю. М., Чеклецов Н. А. Перспективы создания отечественных вертикальных судоподъемников 
В статье рассматривается место вертикальных судоподъемников в ряду различных видов подъемно-спусковых сооружений верфей и перспектива оснащения ими отечественных судостроительных и судоремонтных предприятий.

Нисенбаум Р. С., Трищ С. В. Основные проектные решения по современному судостроительному комплексу «Верфи Санкт-Петербурга» 
В статье рассмотрены вопросы по созданию современного конкурентоспособного судостроительного комплекса. Приведены основные принципы создания компактного судостроительного комплекса, обеспечивающего строительство судов и кораблей различного назначения. Рассмотрены вопросы энергообеспечения комплекса. Обозначены основные направления энергосбережения при выполнении технологических процессов и на отопление зданий и сооружений. Описаны основные направления снижения загрязнения окружающей среды и обоснование создания санитарно-защитной зоны.

Бронфман Б. И., Коренько В. А. Разработка генеральной схемы развития, реконструкции и технического перевооружения ОАО «Балтийский завод» 
Приведен анализ существующего состояния судостроительного производства предприятия, изложена концепция развития, реконструкции и модернизации завода. Дано описание основных решений по технологии и организации работ в новом 2-х пролетном эллинге, корпусообрабатывающем, сборочно-сварочном, трубообрабатывающем цехах и на участке окраски секций. Рассмотрены также вопросы организации транспорта и конструктивно-архитектурные решения.

Мырсов А. Р. О проекте реконструкции производства Амурского судостроительного завода 
В статье приведена краткая характеристика сложившейся на ОАО «Амурский судостроительный завод» необходимости срочной разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) реконструкции и технического перевооружения основного производства, в связи с размещением изготовления крупногабаритных металлических конструкций, узлов, модулей и агрегатов морских нефтегазодобывающих платформ. Обоснована эффективность совместной разработки силами нескольких структурных подразделений ФГУП ЦНИИТС принципиальной технологии нового производства и ТЭО реконструкции и технического перевооружения предприятия.

Иваненко Ю. А., Яковлев А. В. Модернизация гидротехники сооружений по ФГУП ПО «Севмаш» 
В статье отражены основные организационно-технологические решения по постройке морских ледостойких платформ (МЛСП) на ПО «Севмаш» и необходимые мероприятия по соответствующей модернизации гидротехнических сооружений.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КБ «ВОСТОК»

Никитенков С. С., Перов Н. А. КБ «Восток» — структурное подразделение ФГУП ЦНИИТС 
Материал дает историческую справку о начале деятельности КБ «Восток», о первых циклах, о времени и причинах становления КБ «Восток» структурным подразделениям ЦНИИТС. О его проблемах и задачах, которые КБ «Восток» решает сегодня.

Максимов В. Н. Малый рыболовный траулер-морозильщик проекта 21060 для Архангельского рыбакколхозсоюза 
Проект 21060 прошел всестороннюю экспертизу и получил одобрение. Однако руководящие органы рыбопромышленной отрасли не заинтересовал, несмотря на острую необходимость отношения и пополнения флота. Если государство будет помогать, а не мешать, рыбаки будут строить отечественные суда.

Силантьев Ю. Т. Малое добывающее судно морозильное (МДСМ) проекта 70740 в двух модификациях для Сахалинского рыбакколхозсоюза 
КБ «Восток» в 2002 году выполнило предконтрактную проработку проекта малого добывающего судна в двух модификациях: траулера и сейнера. Эта проработка показала возможность создания в едином корпусе, при одинаковой комплектации механизмами и оборудованием, за исключением некоторых изменений в промысловой схеме и рыбообрабатывающем цехе, двух вариантов судна. При этом результаты выявили возможность использования обеих вариантов не только в Дальневосточном регионе, но и в других районах Мирового океана, как в нашей стране, так и за рубежом. В случае необходимости эти суда могут поставляться на экспорт и на их базе могут быть разработаны другие варианты промысловых схем.

Перов Н. А. Организация строительства и поставки рыбопромысловых судов на условиях финансового лизинга 
Для обеспечения реализации программы развития промыслового флота ЦНИИ технологии судостроения разработал программу «Российский траулер», предусматривающую организацию постройки на отечественных верфях и передачу рыбообрабатывающим предприятиям на условиях финансового лизинга больших, малых и средних рыбопромысловых судов по проектам КБ «Восток». Реализация поставленных Программой задач позволит увеличить: объемы промыслового судостроения на заводах отрасли; объем поступлений в федеральный и региональные бюджеты; объемы годового потребления рыбных продуктов населением страны.

Исаев А. А. Разработка проектно-конструкторских и технологических решений по созданию малотоннажных судов из полимерных композиционных материалов 
Прибрежное рыболовство ориентировано на маломерные суда длиной от 10 до 20 м. Экономически целесообразна эксплуатация судов с корпусом из полимерного композиционного материала, исходя из преимуществ материала корпуса. Иллюстрация этого отражена на примере судна длиной ок. 15 м. Судно конкурентоспособно и отвечает условиям эксплуатации в различных Регионах Российской Федерации, а также за рубежом.

Никитенков С. С. Организация проектирования и строительства нового судна-сборщика нефтесодержащих и сточных вод на Выборгском судостроительном заводе 
В материале дана информация основных характеристик судна (проект 21460), построенного по проекту КБ «Восток».

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КБ «АРМАС»

Завьялов Ю. Н., Тодорова О. А., Суркова Я. П., Тараканов Е. Ю. Саls-технология в проектировании и изготовлении судовой арматуры В статье кратко изложены работы КБ «Армас» по реализации задач внедрения CALS-технологий в области проектирования и производства судовой арматуры. 
Наиболее подробно изложены методы проектирования с использованием системы «КОМПАС ГРАФИКА» и «КОМПАС АВТОПРОЕКТ» отечественной разработки и результаты опубликования возможностей и достаточности технических средств при выполнении проектных работ в системе «CATIA». Вопросы полномасштабного и планомерного внедрения CALS-технологий на всех предприятиях отрасли (ЦКБ-проектанты, предприятия-строители, предприятия-изготовители комплектующих и оборудования), видимо, требуют единообразного методологического подхода как к используемым техническим средствам, так системным программным продуктам.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО «РИТМ-ИНФОРМ»

Спирин В. И. Основные направления работ по автоматизации технической подготовки судостроительного производства 
Рассмотрены основные результаты работ в области автоматизации судостроительного производства, развития АС «Ритм—Судно» и практического использования разработок при строительстве судов и кораблей.

Городин М. М., Суздалев И. В. Проблемы внедрения CALS-технологий в российском судостроении 
Рассмотрены особенности внедрения CALS-технологий в российском судостроении, а также основные проблемы, требующие решения и лежащие на критическом пути продвижения к единому информационному пространству для судостроителей.

Плотников А. М. Автоматизированная система ритм-судно для задач техни-ческой подготовки производства 
Автоматизированная система судостроительного применения Ритм-Судно для решения задач от проектирования до технологической подготовки с выдачей необходимых данных в производственные подразделения. Краткая характеристика компонент системы. новые функциональные возможности в прикладных модулях системы.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПФ «СУДОМЕХ»

Ильинский Н. А., Логинов Б. А. Производственная деятельность ПФ «Судомех» 
Деятельность бывшего опытного производства ФГУП «ЦНИИТС» в настоящее время производственной фирмы «Судомех», в новых экономических условиях.

РАБОТА С КАДРАМИ

Марков С. И. Работа с кадрами

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

МАРКЕТИНГ. РЕКЛАМА

Горбач К. В. Международное экономическое и научное сотрудничество ЦНИИТС

Семенов И. О. Маркетинг и рекламно-выставочная деятельность

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Сизов Г. И. Забота о сотрудниках института

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Бочаров Ф. В. Управление качеством и сертификация 
Рассматривается порядок разработки систем менеджмента качества на основе требований ГОСТ Р ИСО серии 9000 версии 2001 год с учетом восьми принципов: ориентация на потребителя, лидерства руководителя, вовлечения работников всех уровней по управлению качеством продукции на предприятии, процессного подхода к менеджменту, постоянного улучшения деятельности всего предприятия, принятие решения на основе анализа данных и информации, результатов контроля и испытаний, а также взаимовыгодных отношений с внешними и внутренними поставщиками. Излагается опыт разработки, развития и совершенствования системы менеджмента качества и проведения сертификации в ФГУП «ЦНИИТС». Бочаров Ф. В., Рыманов В. Ф., Столбихина Е. Л. Сертификация технологического оснащения Рассматривается порядок проведения обязательной и добровольной сертификации средств технологического оснащения (СТО) в системе ГОСТ Р, подготовки и проведения испытаний; приведена номенклатура СТО, подлежащих обязательной сертификации, и состав руководящих документов, устанавливающих проведение сертификации и декларации о соответствии. Излагается опыт разработки руководящего документа и его содержание по порядку проведения обязательной сертификации СТО.

Хаустов А. Н. Издательская деятельность института

Елгина Н. Н. Газета ученых, инженеров, производственников