Дата и время Карта сайта
Ru | En
A A A

Вестник Технологии Судостроения 12'2004


СОДЕРЖАНИЕ

ФГУП ЦНИИ ТЕХНОЛОГИИ СУДОСТРОЕНИЯ – 65 ЛЕТ

Горбач В. Д. Научные разработки ЦНИИТС
В статье генерального директора он выражает уверенность, что ФГУП ЦНИИТС подошел к своему юбилею, найдя свое место в ряде научных, проектных и производственных направлений, развитие которых позволяет и дальше двигаться вперед. Кроме того указаны направления, на которых следует концентрировать материальные и интеллектуальные ресурсы коллектива ЦНИИТС.

Соколов О. Г. Высокие технологии государственного научного центра РФ ФГУП ЦНИИТС в 2004 году
Статья посвящена разработкам ФГУП ЦНИИТС по внедрению CALS-технологий при проектировании, строительстве и ремонте кораблей, наукоемких сварочных технологий, автоматизированных бесконтактных измерительных систем, термоэлектрических систем, современным технологиям судовой арматуры.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РФ ЦНИИ ТЕХНОЛОГИИ СУДОСТРОЕНИЯ

Курига Т. Я., Новожилова Н. И. Планово-экономическая деятельность института
В статье дается анализ экономической и финансовой деятельности института в 2003 году, представлена структура источников финансирования оборотных активов, уделено внимание таким вопросам, как платежи в бюджет, организация мониторинга исполнения планов, о том что делается, о переходе к управлению в рамках корпоративной компьютерной сети.

Вайсман И. Л., Рыманов В. Ф. Основные направления инновационного развития судостроительной промышленности России в период до 2010 года 
В статье рассматриваются основные наиболее актуальные направления развития российской промышленности — точки роста экономики, исходя из особенностей территориального расположения страны и состояния ее инфраструктуры. Рассматриваются наиболее значимые и крупные мега-проекты. В том числе ин-новационные проекты модернизации и развития всех видов транспортной инфраструктуры страны; проекты создания в России специальных морских сооружений судов, подводных и воздушных аппаратов для ускорения разведки и освоения новых месторождений на континентальном шельфе, обустройства и обеспечения эффективного функционирования Северного Морского пути и другие проекты с активным участием отраслей ОПК. Авторы рассматривают обязательные с их точки зрения меры государственного стимулирования реализации этих проектов с привлечением внебюджетных инвестиций и с внесением необходимых изменений в соответствующие законодательные и нормативные документы, включая применение специальных систем (режимов) налогообложения и приемлемых ус-ловий кредитования для соответствующих секторов экономики.

Минин С. В. Особенности технического регулирования в технологии судостроения
Статья освещает общее состояние дел в области стандартизации, сертификации, нормативной базы документации как в целом в стране, так и в судостроении в связи с выходом Федерального закона «О техническом регулировании», дается прогноз на перспективу об изменениях в НТД отрасли, последствиях, связанных с этими изменениями.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НТФ «СУДОТЕХНОЛОГИЯ»

Марголин Г. З., Спирин В. И. Основные направления и результаты научно-технической деятельности НТФ «Судотехнология» в 2003 году
Статья посвящена основным направлениям деятельности НТФ «Судотехнология» в 2003 году. Ее можно рассматривать как краткий обзор основных результатов научно-технической деятельности фирмы в 2003 году.

Розинов А. Я., Левшаков В. М. Технологические особенности совмещенной постройки судов и кораблей в эллинге
В статье представлены основные принципы повышения эффективности построй-ки судов и кораблей, в частности, на основе крупных предварительно-насыщенных сборочных единиц корпуса, указаны конструктивные особенности и возможный объем насыщения труб, систем и различного насыщения, описана принципиальная технология и организация поточно-позиционного производства в эллинге транспортных судов, ледоколов, фрегатов и плавучих атомных станций, приведены сведения о целесообразной компоновке производственных и вспомогательных площадей эллинга и необходимом крановом оборудовании, даны расчетные показатели предложенных технологических решений современной постройки судов и кораблей в эллинге.

Горбач В. Д., Михайлов В. С., Зеленин М. Н. Опыт применения метода конечных элементов при моделировании процесса образования и накопления остаточных сварочных деформаций сложных пространственных конструкций
В статье представлена методика определения ожидаемых сварочных деформаций сложных пространственных конструкций, основанная на теории сварки и методе конечных элементов, которая позволяет оптимизировать технологию изго-товления сварных конструкций и давать обоснованные рекомендации по снижению остаточных деформаций, возникающих в результате сварки. Описаны примеры применения этой методики для расчета сварочных деформаций разнообразных конструкций: корпус катамарана, сферическая переборка с деталями насыщения, модуль кабины машиниста. Приведены результаты расчетов, мероприятия по снижению сварочных деформаций и оценена их эффективность.

Кузавков В. М., Розинов А. Я., Штайц В. В. Концепция назначения методов и норм контроля конструкций и изделий на герметичность
В статье представлена структурная схема численной взаимосвязи эксплуатационных требований к герметичности, пороговой чувствительности методов и способов контроля, а также показана логическая взаимозависимость методов и норм интегрального и локального контроля герметичности.

Горбач В. Д., Стрельченко Ю. Б. Развитие технологии безводного контроля локальной герметичности
В статье рассмотрены и проанализированы различные методы испытаний на локальную герметичность и пути развития технологии безводного контроля локальной герметичности в дальнейшем.

Алексеев С. А., Губанова Е. В., Попова Н. С., Ярыгин О. В. Современные средства защиты судов и кораблей от воздушного шума
Работа судовых машин и механизмов обуславливает повышенные уровни воздушного шума и вибрации корпусных конструкций и ухудшает условия обитаемости в жилых и служебных помещениях судов и кораблей. Решение указанной проблемы ведется по многим направлениям, основными из которых являются использование звукоизолирующих конструкций (зашивок), применение звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов, а также вибродемпфирование корпусных конструкций. В статье представлены результаты экспериментальной проверки акустических характеристик современных звукопоглощающих и вибродемпфирующих материалов, а также звукоизолирующих конструкций.

Марголин Г. З., Куклин О. С., Васильев А. А., Шуньгин В. Ю. Конструктивно-технологические особенности оборудования нового поколения для ротационно-локальной гибки листового металлопроката
За прошедшее десятилетие во ФГУП ЦНИИТС выполнен комплекс работ по исследованию перспективных процессов гибки и правки, одними из которых являются процессы ротационно-локального деформирования листового металлопроката. Опыт показывает, что основной областью применения этих процессов является формообразование листовых деталей обшивки корпуса судов и кораблей, но они также могут быть успешно применены при формообразовании листовых деталей оболочек любых металлоконструкций. В результате работы по созданию оборудования нового поколения во ФГУП ЦНИИТС разработаны и серийно изготавливаются многофункциональные гибочно-правильные станки типа МГПС и машины типа АГПМ. Конструкция нового оборудования имеет существенные отличия, определяющие технологические преимущества его применения в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами.

Горбач В. Д., Голланд В. А., Хинская О. В., Артамонов Е. А. Регулирование технологических и прочностных свойств клеевой эпоксидной композиции, используемой при методе «холодного крепления» резин к металлам
В статье представлены тиксотропные и прочностные свойства клеевой композиции, содержащей различные наполнители. Тиксотропность клеевой композиции зависит от различного количества наполнителя и введение их в состав шпатлевки ЭП-0010 и по-разному влияет на прочностные свойства клеевой композиции. Прочностные свойства клеевой композиции оценивались после воздействия на клеевые соединения эксплуатационных факторов. Таким образом, применение резиновой крошки, аэросила, стеклянных микросфер обеспечивают высокую прочность клеевых соединений и позволяют получить клеевую композицию с необходимой тиксотропностью.

Лифсон В. Э.-Я., Федорова О. Е. Опыт разработки и испытаний мо-бильной высокочастотной установки «СКАТ ВЧ-2» для демонтажа резиновых покрытий при разделке корпусов подводных лодок
Дается описание конструкции мобильной высокочастотной установки «СКАТ ВЧ-2» для демонтажа пластин резиновых покрытий при разделке корпусов ПЛ. Приводятся результаты заводских испытаний установки, предлагаются направления ее совершенствования.

Рыбалов А. И. Увеличение срока службы трубопроводов забортной воды из сплава МНЖ 5-1 проекта 956 ЭМ за счет использования современных полимерных материалов
В представленной статье описываются наиболее подверженные коррозийным разрушениям участки трубопроводов систем забортной воды из сплава МНЖ5-1 проекта 956 ЭМ, а также предложены в табличной форме основные типы полимерных материалов и способы защиты от коррозийных разрушений трубопроводов систем забортной воды.

Михайлов А. О. Основные направления совершенствования установки сжигания корабельных отходов
В обеспечение решения проблемы утилизации судовых отходов, возникающих в период эксплуатации судов, в ЦНИИТС был разработан опытный образец установки сжигания корабельных отходов. Установка предназначена для термического обезвреживания как твердых, так и жидких нефтесодержащих отходов. Основные направления возможного совершенствования установки: повышение производительности, снижение потребляемой мощности, уменьшение габаритов установки и повышение параметров надежности, а самое главное обеспечение возможности стабильного и качественного сгорания утилизируемых отходов.

Воеводов В. Д., Корнюхин Л. М., Анохина Т. А. Анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях отрасли в 2003 г.
Судостроение является одной из самых опасных в отношении производственного травматизма и профзаболеваемости отраслей промышленности. В статье приводятся данные о состоянии производственного травматизма в организациях Россудостроения в 2003 г. На основе проведенного анализа предлагается комплекс мероприятий для улучшения состояния охраны труда в отрасли.

Пестрякова С. В. О состоянии экологической безопасности на предприятиях судостроения
Статья посвящена выполнению работы по анализу данных статистической отчетности предприятий судостроения и судоремонта, а также сопутствующих предприятий машиностроения, приборостроения НИИ, КБ и ЭРА для оценки характера создаваемых ими загрязнений окружающей среды. В процессе выполнения работы проводились сбор, обработка, систематизация и анализ данных о состоя-нии экологической обстановки в организациях отрасли. Цель работы — оценка состояния экологической обстановки в организациях отрасли и подготовка раздела «Судостроительная промышленность» Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2003 году». Результаты анализа рассмотрены как начальный этап в построении системы экологической безопасности.

Горбач В. Д., Соколов О. Г., Пестрякова С. В., Поникаровский Р. Ф. Проблемы технического регулирования экологической и производственной безопасности сварочных работ
Освещены вопросы современных изменений системы управления производственной деятельностью по правилам технического регулирования. Отмечена направленность принятого закона о техническом регулировании вопросов обеспечения экологической и производственной безопасности. Рассмотрены основные положения перехода к новой системе, приведены результаты обзора существующих зарубежных разработок и стандартов в этой области. Подчеркивается актуальность разработки специального технического регламента в области сварочных работ и поставлены первоочередные задачи его формирования.

Плотников А. М., Рыжиков Ю. И. Первая всероссийская научно-практическая конференция ИММОД-2003. Итоги и перспективы
Статья рассказывает о первой всероссийской научно-практической конференции «Опыт практического применения языков и программных систем имитационного моделирования в промышленных и прикладных разработках». В ее работе приняли участие представители 77 организаций, предприятий и высших учебных заведений России, Украины, Латвии, Германии, США. В статье предлагается обзор сделанного на конференции докладов.

МАТЕРИАЛЫ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Саенко П. А. Возможность применения РDM системы Smar Team в судостроении
В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением РDM системы на предприятиях отечественной судостроительной отрасли. Даются общие сведения о функциональности PDM системах и задачах. которые они решают. С учетом специфики отрасли предлагается схема использования международного CALS стандарта ISO-10303 STEP в качестве основы для создания модели базы данных судостроительного РDM-решения. С этой точки зрения рассматриваются возможности системы SmarTeam, и описывается тестовый сценарий по интеграции этой системы с базой данных по материалам корпусных конструкций.

Багаев Г. В. Требования верфи к проектной и электронной модели изделий судостроения
В статье рассматриваются вопросы внедрения информационных технологий на судостроительном предприятии, в частности, систем управления данными, предлагается методика определения состава информации, которая должна предоставляться партнерами-поставщиками данных для обеспечения эффективного применения информационных технологий и систем управления данными. В основе методики заложены принципы методологии SADT. Методика также позволяет выход на определение функциональной технологической документации и подготовку к внедрению систем PDM класса в объеме определения состава информационных объектов, управляемых системой.

Ковалев А. Ю., Мякота И. А., Некрасов Д. К., Камендо И. Ю. Электронное моделирование объектов и изделий судостроительного производства средствами САD системы Unigraphics NX
С помощью CAD/САМ системы Unigraphics NX, в рамках пилотного проекта, было выполнено электронное моделирование стапельного производства. Моделирование выполнялось с использованием имеющихся в институте чертежей. Далее модель экспортировалась в пакет 3ds MAX, в котором выполнялось создание анимационных роликов работы производства.

Маслов А. Б. Применение электронной модели строящегося заказа для изготовления забойных труб
В статье описывается методика создания забойных труб как изделий машиностроения применительно к современному отечественному судостроению. Рассматривается возможность использовать при этом электронную модель изделия, скорректированную по результатам практических измерений.

Наседкин К. Ю. Программный комплекс для автоматической простановки размеров корпусных деталей в АС «Ритм-судно»
В статье рассмотрен программный комплекс для автоматической простановки размеров на эскизах корпусных деталей. Рассмотрены основные алгоритмы анализа геометрии детали. Приведены примеры образмеривания типовых деталей.

Антонова Н. П. Перспективы применения имитационного моделиро-вания при разработке проектов технического перевооружения сборочно-сварочных производств судостроительных предприятий
Разработка проектов реконструкции и технического перевооружения судостроительных предприятий является одним из основных направлений деятельности ФГУП ЦНИИТС. Важнейшим направлением повышения эффективности разработки проектов является применение имитационного моделирования. В качестве пилотного проекта применения имитационного моделирования рассмотрен проект технического перевооружения блока корпусных цехов судостроительного завода, основными показателями которого являются: увеличение производственной программы завода с 3,0 до 6,5 тыс. т металла в год на существующих производственных площадях; снижение удельной трудоемкости работ в 2,6 раза; выход предприятия на уровень технико-экономических показателей, соответствующих ведущим верфям мира аналогичного класса.

Ковалев И. В. Некоторые результаты и перспективы использования компьютерного моделирования при создании гибочно-правильного оборудования для судостроительного производства
В статье на конкретных примерах рассмотрены некоторые аспекты применения современных систем инженерного анализа при создании гибочно-правильных станков нового поколения. Показана эффективность связанного и последовательного применения компьютерного моделирования на всех этапах проектирования и конструирования.

Козлов А. В. Сглаживание линий судовой поверхности с помощью модели гибкой рейки
В статье рассмотрены некоторые особенности существующих способов сглаживания линий судовой поверхности. Приведен итерационный метод сглаживания кривых, являющийся компьютерным аналогом плазового метода (моделируется поведение гибких реек). Представлена его реализация в виде комплекса компью-терных программ.

Зеленин М. Н. Моделирование процесса накопления остаточных сварочных деформаций тонкостенных конструкций сложной формы при их формировании каркасным способом
В статье описан каркасный способ изготовления конструкций корпусов судов и других транспортных средств, как наиболее перспективный при единичной постройке, и приведен фактор, ограничивающий его внедрение — необходимость обеспечения высокой точности изготовления гнутых деталей и сварки каркаса. Предложено решение этой проблемы путем снижения сварочных деформаций на основе их прогнозного определения расчетным путем с использованием метода конечных элементов. Описан пример удачного внедрения каркасного способа изготовления модуля кабины машиниста электропоезда нового поколения на ЗАО «Судостроительная фирма «Алмаз».

Демидова Н. В. Применение компьютерного моделирования для оценки возможности разрушения конструкций
В данной работе оцениваются возможности применения метода компьютерного моделирования при решении задач из области механики разрушений. Исследуются возможности пакетов ANSYS и LS-DYNA при моделировании и решении задач из таких областей, как прочность материалов, конструктивная прочность и механика разрушений.

Архипова Г. З. О возможности очистки труб судовых систем методом пыжевания
В статье как альтернатива химическим и электрохимическим способам очистки рассмотрена возможность применения механической очистки для судовых трубопроводов. В частности — пыжевания с применением специальной установки и разработанного для нее набора пыжей. Принцип работы данной установки основан на простреливании полимерного пыжа (патрона) через внутренние поверхности труб или системы в сборе воздухом давления 6—10 кгс/см. Статья основана на результатах проведенных испытаний по очистке внутренней поверхности труб путем пыжевания, выполненных на базе одного из судостроительных предприятий. Контроль процесса очистки и очищенной поверхности труб осуществлялся на базе ЦНИИТС в соответствии с требованиями действующих отраслевых стандартов. Сделанные в работе выводы определяют перспективу применения как самого метода механической очистки в целом, так и метода пыжевания в частности.

Белый Д. О. Технологические особенности холодной штамповки тонкостенных деталей с толстым фланцем
В статье рассмотрены некоторые особенности холодной штамповки полых тонкостенных деталей с толстым фланцем. Показана эффективность связанного и последовательного применения компьютерного моделирования на всех этапах разработки и анализа процесса.

Штайц В. В. Технология герметизации водо-грузотечности конструкций танков, балластных цистерн и трубопроводов танкеров типа «река–море»
С целью разработки новой технологи оперативного устранения ВГТ через дефекты в корпусных конструкциях и трубопроводного судна, выполнение комплекса теоретического и экспериментального исследований, результаты которых представлены в настоящей статье.

Губанова Е. В. Анализ уровней шума в судовых постах и помещениях
Для расчета уровней шума в помещениях должна использоваться современная вычислительная техника и применяться новейшие информационные технологии. Преимущества использования ПЭВМ состоят в возможности перебора и сопоставления вариантов расчета для различных корпусных конструкций, сведении к минимуму ошибок при вычислениях, а также в меньшей трудоемкости и продолжительности расчета. Такой расчет осуществляется по методике и программе для ПЭВМ, созданной в ФГУП ЦНИИТС. Методика и программа учитывают влияние на шум формы и размеров судовых помещений и образующих их элементов, свойства зашивок и покрытий, корпусных и отделочных материалов.

Морозов К. Н. Высокоточная центровка элементов паропроизводящей установки с помощью лазерно-компьютерной системы «Рото-лайн»
Разработаны методика выполнения измерений и специализированная технологическая оснастка для проведения измерений излома и смещения осей патрубков паропроизводящей установки с помощью лазерно-компьютерной системы «Рота-лайн».

Артамонов Е. А., Артамонова Е. А. Анализ вулканизационных и адгезионных свойств резин на основе бутадиен-нитрильного каучука
В статье отражены назначение основных компонентов (ингредиентов), входящих в состав резиновой смеси на основе бутадиен-нитрильного каучука (БНК) и влияние их на вулканизационные свойства резиновой смеси и адгезионные свойства вулканизата. Результаты исследования адгезионных свойств резин на основе БНК показали, что на прочность крепления этих резин к различным субстратам с использованием клеевой композиции значительно влияют остаточные содержания эмульгаторов в каучуках после их полимеризации. Таким образом, резины на основе БНК могут обладать высокими адгезионными свойствами только в случае дополнительной обработки их поверхности путем химического галогенирования, и возможно их применение в технологи резиновых защитных покрытий в судостроении.

Любимова И. Е. Имитационное моделирование на языке GPSS WORLD процессов корпусообрабатывающего производства
Приведены результаты имитационного моделирования в среде пакета GPSS World процессов корпусообрабатывающего производства на примере цеха 6Ю ФГУП «Адмиралтейские верфи».

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПФ «СОЮЗПРОЕКТВЕРФЬ»

Межеричер Л. А., Наседкин С. П., Тарасов И. Н. Основные направле-ния деятельности ПФ «Союзпроектверфь» по развитию производственных мощностей предприятий отрасли в 2003–2004 гг.
В статье приведены итоги работы ПФ «Союзпроектверфь» в 2003—2004 гг. с освещением широкой номенклатуры проектных работ по развитию предприятий и организаций отрасли, их технического перевооружения и реконструкции. Нашли отражение в статье также работы, выполненные и для предприятий других отраслей промышленности, для г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Тарасов И. Н. Основные направления деятельности ФГУП ЦНИИТС по утилизации атомных кораблей и судов
Более 20 лет назад, в связи с истечением срока службы, а также необходимостью выполнения международных обязательств государства по ограничению стратегических наступательных вооружений начался процесс вывода из состава ВМФ атомных подводных лодок (АПЛ) и последующая их утилизация. Утилизация атомных кораблей и судов стала для России одной из самых трудоемких, дорогих и долговременных проблем. И в решении этой проблемы уже почти два десятилетия участвует коллектив ФГУП ЦНИИТС. В статье приведены основные направления деятельности института в области утилизации АПЛ и НК с ЯЭУ, а также судов АТО.

Гуткин Ю. М. Научное обоснование проектных решений по гидротехническим сооружениям верфей
В статье обосновывается необходимость научного сопровождения проектирования отдельных гидротехнических сооружений верфей. Приводятся сведения об основных аспектах научных исследований, выполняющихся в обоснование проектных решений, а также о наиболее характерных случаях и результатах такого научного сопровождения проектных работ.

Трошин Е. П., Трищ С. В. Проблемы и концептуальные проектные решения по обращению с токсичными промышленными отходами на предприятиях судостроительной промышленности
В статье проанализированы основные проблемы обращения с токсичными промышленными отходами (ТПО) в судостроении. Рекомендованы унифицированные проектные решения ПФ «Союзпроектверфь» ФГУП ЦНИИТС по сбору, хранению, утилизации и переработке ТПО.

Игнатьев М. М. Машиностроительному предприятию «Звездочка» – 50 лет
Освещен весь путь проектирования, строительства и эксплуатации предприятия «Звездочка» на протяжении 50-ти лет. Приводится перспектива развития предприятия. Названы сотрудники института и завода, внесшие наибольший вклад в проектирование и строительство предприятия «Звездочка».

Мырсов А. Р. Дальневосточному заводу «Звезда» – 50 лет
Материал рассказывает об истории строительства дальневосточного завода «Звезда». О тех трудностях, которых пришлось преодолеть проектировщикам, строителям и трудовому коллективу предприятия, чтобы встречать полувековой юбилей государственным предприятием федерального значения, обладающим производственными мощностями и квалифицированным персоналом, позволяющим решать любые задачи.

Воробьев В. П. Ю. М. Гуткин – лауреат Всероссийского конкурса «Инженер 2003 года»

Межеричер Л. .А., Наседкин С. П. Навстречу 125-летию со дня рождения В. П. Костенко
Из всей многогранной деятельности В. П. Костенко — легендарной личности — морского инженера-кораблестроителя, участника Цусимского сражения, политического деятеля первой трети ХХ-го столетия, писателя, организатора производства авторами статьи дается его характеристика как талантливого инженера-проектировщика первых отечественных судостроительных заводов советского периода и проявленное при этом редкостное мужество. Идеи В. П. Костенко, внедренные на заводах отрасли, живы и сегодня. Предлагается ряд мероприятий по увековечиванию памяти выдающегося деятеля науки и техники, талантливого кораблестроителя и проектировщика заводов.

Михайлов А. Г. Интеллектуальные здания
В статье рассмотрены концепции «интеллектуального здания» и «интеллектуального дома», показаны их различия. Также в статье сказано о развитии таких технологий в России и необходимости их внедрения в проекты ФГУП ЦНИИТС ПФ «Союзпроектверфь».

Григорьева В. В. Анализ методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных, газорезательных и окрасочных работах
Данная статья содержит анализ методики расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных, газорезательных и окрасочных работах для количественной оценки выбросов, отходящих в воздушный бассейн при проектировании производств судостроительной отрасли. Предложены способы усовершенствования расчетов.

Бояринцев Е. С. IP-телефония, как средство перехода к инфокоммуникации на предприятиях судостроительной отрасли
В данной статье рассматривается положение дел в сфере связи на предприятиях отрасли судостроения. Рассматривается возможность перехода узлов связи к инфокоммуникации. В этой связи кратко рассматривается технология VoIP.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПФ «СУДОМЕХ»

Сафиулин Н. С. Основные направления проектно-производственной деятельности ППФ «Судомех» и задачи по развитию в ЦНИИТС про-изводства по изготовлению СТО
В статье рассмотрены основные направления деятельности фирмы. Подробно рассказано о новых, современных разработках, способных стать конкурентоспособными. Не обойдены и проблемы, которые необходимо решить для дальнейшей успешной работы.

Кузнецов Ю. К., Окунев Ю. П. Прошлое и настоящее опытного производства
Опытное производство в настоящее время является структурным подразделением научно-производственной формы «Судомех». Организованное в 1949 году, как производственный участок конструкторского отдела, оно за прошедшие годы превратилось в самостоятельное подразделение института, оснащенное современным станочным парком, имеющее квалифицированные инженерные и рабочие кадры. Все это позволяло коллективу решать свою основную задачу: изготовление опытных образцов прогрессивных средств технологического оснащения, разработанных технологами и конструкторами института. С началом экономических реформ и переходом народного хозяйства на рыночные отношения перед коллективом опытного производства была поставлена задача изготовление образцов техники, пользующейся устойчивым спросом на рынке. В настоящее время она успешно решается. Серийно изготавливаются машины термической резки и машины МНПС-25 и АГПМ, листогибочные машины: трехвалковые вальцы КГМ 1250, листогибочная машина с поворотной балкой УГМ 1000 и зиговочная машина М3-63.

Никитин В. А. Применение станков для холодной гибки труб в судостроении
Приводится анализ развития станков для холодной гибки труб в судостроении, рассматриваются основные этапы создания станков серии СТГ. Анализируются проблемы использования и перспективы развития трубогибочных станков с числовым программным управлением.

Семенюк В. Ф. Современный подход к проектированию систем управления для машин термической резки металлов
Проектирование машин термической резки (МТР) металлов ведется в ЦНИИТС с начала 70-х годов прошлого века. За эти годы сменилось три поколения систем управления (СУ), применяемых в МТР. Современный подход к проектированию современных СУ для нового поколения МТР, принятый в ЦНИИТС, характеризуется применением промышленных компьютеров и цифровых вентильных серво-приводов лучших фирм, а также других комплектующих изделий, представленных на рынке электронной техники. Вследствие применения серийной надежной электронной техники и полного отказа от конструирования собственных электронных блоков СУ МТР, разрабатываемых в ЦНИИТС, имеет технические характеристики и надежность не хуже характеристик СУ МТР лучших мировых образцов.

Кириллов В. Ф. Модернизация машин термической резки типа «Кристалл»
Приводится способ и приемы по модернизации пригодного для работы, но морально устаревшего сложного и дорогостоящего оборудования для термической резки металла.

Анитропов В. А., Александров Н. И., Розинов А. Я., Тарасов И. Н. Радиационно-экологические особенности утилизации судов АТО

Александров Н. И., Кириенко Б. Ф. Особенности обращения с дефектным отработавшим ядерным топливом в хранилищах отработавших тепловыделяющих оборон плавучих технических баз
В статье рассмотрены вопросы обращения с дефектным отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) в хранилищах плавучих технических баз (ТБ) ВМФ. ФГУП ЦНИИТС создана технология и комплекс оборудования для вырезки и выгрузки дефектного ОЯТ в пеналах. В течение 2001—2002 гг. проведена вырезка и выгрузка дефектного ОЯТ в пеналах из хранилищ ПТБ ПМ-32 и ПМ-80, с использованием вышеуказанной технологии и средств технологического оснащения. В результате ликвидирована угроза ядерных аварий в Приморском Крае и на Камчатке.

Сясько В. А. Контроль коррозионного состояния корпусов судов в процессе эксплуатации
В материале рассказывается о создании специалистами ЦНИИТС нового специализированного толщиномера «Булат-IS Comby» для контроля остаточной толщины металла под защитным покрытием без их снятия. В процессе разработки прибора был использован новый принцип действия толщиномера, не имеющий мировых аналогов.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КБ «ВОСТОК»

Исаев А. А., Федорова О. Е. Эффективность и технологичность промысловых судов с корпусом из полимерного композиционного материала
По мнению авторов коренной поворот в процессе замены промысловых судов, и в первую очередь, флота прибрежного рыболовства может быть достигнут созданием корпусов из полимерного композиционного материала (ПМК). Особенностям создания таких судов и посвящена статья. Рассказано о работе ФГУП ЦНИ-ИТС по созданию новых типов судов прибрежного рыболовства и о результатах комплекса проетно-технологических работ по созданию современных конкурентно-способных судов с корпусом из ПКМ.

Попкова О. В. Особенности технико-экономического обоснования ин-вестиционных проектов строительства новых рыбопромысловых судов
В статье на конкретных примерах рассмотрены расчеты показателей ТЭО строительства нового промыслового судна. Дана четкая последовательность разработки ТЭО и безнес-плана с участием всех заинтересованных сторон.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КБ «АРМАС»

Завьялов Ю. Н. КБ «Армас» – создатель судовой арматуры
Статья рассказывает о сегодняшнем дне и ближайших перспективах работы КБ «Армас».

Кузьмин С. А. Основные направления совершенствования судовой арматуры
В статье дается анализ некоторых направлений совершенствования судовой арматуры таких как: увеличение полного срока службы, межремонтного периода и показателей надежности, повышения эксплуатационной и экологической безопасности, применения новых конструкционных материалов, оптимизация массо-габаритных и эксплуатационных характеристик.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. МАРКЕТИНГ. РЕКЛАМА

Горбач В. Д.  Техническому обеспечению экспортных кораблей – современные технологии
Статья рассказывает об основных направлениях деятельности института в области военно-технического сотрудничества.

Ибрагимов Е. Х. Организация сервисного обслуживания кораблей
В статье рассказывается об одном из ведущих направлений военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами — сервисном обслуживании по-ставляемой на экспорт техники. Поднимается ряд вопросов, которые необходимо решить для организации четкого и современного послегарантийного обслужива-ния.

РАБОТА С КАДРАМИ

Розанов Б. Г. Кадровая политика ФГУП ЦНИИТС

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Сизов Г. И. На страже интересов работников института