Дата и время Карта сайта
Ru | En
A A A

"Голос Родины, голос России"

"Были годы горя и утрат,
Был в кольце блокады Ленинград…
Голос Родины, голос России
Над землею гремел, как набат..."

Н. Добронравов "Голос Родины, голос России"

В этот день 81 год назад началась Великая Отечественная Война и в эту памятную дату мы представляем Вашему вниманию интервью Александра Станиславовича Воеводского - заслуженного ветерана труда ЦНИИТС (АО «ЦТСС»), участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., награжденного медалью «За оборону Ленинграда». 

В: – Александр Станиславович, за пару месяцев до Великой Отечественной войны Вам исполнилось 15 лет. Чем Вы занимались до начала войны? Кем хотели стать?

АС: – До войны, как все, учился в школе. Учился не очень хорошо, если честно. Я соображал, и то, что нравилось, было хорошо. А то, что не нравилось, было плохо. Хотел стать инженером. А сначала, конечно, хотел стать милиционером, но это в таком возрасте [смеется, показывает рукой себя в маленьком возрасте – прим. ред.].

В: – Как застало Вас известие о войне? Где Вы провели годы войны?

АС: – У меня всегда были слабые легкие и папа купил нам с мамой билет в Сочи. А у меня раз – и пневмония. И эта моя пневмония нас спасла. Я свалился с температурой, а тут война…Все военные годы я провел в Ленинграде и вся блокада прошла в этом доме [интервью проходит возле дома Александра Станиславовича на Мытнинской набережной – прим. ред.]. Здесь была мытня [1], двухэтажный домик, с той стороны - деревянный. И в этот угол попала бомба [показывает рукой место попадания – прим. ред.]. В этом доме всё было счищено, не было перекрытий. И этот деревянный дом нас очень выручил. У меня была пила и я пилил дрова, держал дома по Реомюру до 9 градусов [2] и на остатках детских лыжиков, из которых сделали санки, возил на Ситный рынок и там менял. Потому что денег не было. Деньги не работали, был только натуральный обмен. На что меняли? На чай, как правило, спитый. Когда повезет – столярный клей, из него отличный студень, между прочим!

В: – Александр Станиславович, какое событие или период Вы бы назвали самым тяжелым?

АС: – Я считаю, что наиболее тяжелое время блокады – это зима с 1941 по 1942 год, когда психика человека меняется: не важно, убьют тебя – не убьют, лишь бы поесть. Когда сплошные трупы, когда по пути к магазину на Невском я шел, и на санках везли 18 трупов мне навстречу, когда у нас парадная полностью была забита трупами. Вот это была блокада. Было ужасно тяжело... А когда было полкило хлеба, то было уже проще, но это уже 43-й год. 

В: – Какое событие Вам запомнилось как радостное?

АС: – Хорошо началось на новый год [1942 г.– прим. ред.] – наши разбили немцев под Москвой. И мы отпраздновали. Я достал столярный клей. С Украины еще до войны привезли наливку: наливку еще тогда выпили и забыли. А там вишни остались. И вот мама эти вишни приготовила, да со столярным клеем – вот такая штука! Еще две печенины поделили на три части! Так мы отпраздновали это первое радостное событие. А потом уже пошло-поехало, когда наши начали драться, и мы поняли, что можем тоже бить немцев. Вот это была радость!

В: – Александр Станиславович, во время войны Вам исполнилось 17 лет. Вас призывали служить?

АС: – До призыва я работал грузчиком, а когда мне пришла повестка я пошел в школу разведотдела радистов [3] при штабе КБФ и Ленфронта. Она была на Крестовском острове под маркой Осоавиахима [4]. И вот тут началось: первые мои столкновения, когда я стрелял по низколетящим фрицам, – охранял нашу радиостанцию.

В: – Александр Станиславович, когда для Вас закончилась война?

АС: – Я 3 февраля 1943 года принял присягу. Пять лет отслужил на флоте и еще 2 года демобилизации не было, поэтому для меня война кончилась только в 1950-м году. Почему? Потому что Балтика была как «суп с клецками»: самая маленькая мина была – 45 кг взрывчатки. Сейчас говорят, что 2 кг – это ужас. А у нас была самая маленькая - 45! Мы поднимали мины еще времен Первой мировой войны. А если столкновение с миной –ты превращаешься в пыль. Сначала было страшно, потом просто нервничал. Ну а потом страшно было немного, ну, так как всем. Страшно всем. Кому вообще не страшно – врут.

В: – В каком звании Вы закончили войну?

АС: – Старшина первой статьи. Я был командиром отделения мотористов на тральщике. Мы строили на Балтийском заводе катерные тральщики [5]. Большие корабли вот тут стояли [указывает на Неву – прим. ред.]. Линкор «Октябрьская революция» немцы разбили авиацией, «Марат» был потоплен, «Киров» был разбомблен, крейсеру «Максим Горький» оторвало нос [6]. А мы – маленькие, так между струйками, между струйками лавировали… На нас все легло: высаживали десанты, возили к этим десантам провиант, медикаменты, боезапас, потом их забирали. А остальное время осуществляли траление строем уступа и «вехование» фарватера: нас был дивизион 16 катеров, один ставит вехи, а 14 катеров идут через 180 м, змейковый трал называется. И вот эта кампания вся идет цепочкой как эти ваши самокаты. Вот эта полоса считайте протралена. А сзади идет катер, который эти мины уничтожает. Так вот, иногда за один проход до 16 штук этих мин поднималось. Полагалось к каждой подходить, подрывной патрон вешать… Но когда тут успеешь? Стали расстреливать из пушек. И вот так всё время… А еще нас бомбили. Очень часто. На нас налетали финские катера. Но у нас уже пулеметы ДШК появились крупнокалиберные, 2 пушечки –полуавтоматы 45-миллиметровые. Ими расстреливали мины, отбивались от самолетов как могли. 

В: – Чем Вы занимались после войны? 

АС: – У меня была тогда мечта – создать такой пароход, который бы уходил от ударов авиации. Поэтому я пошел в Корабелку [7] и работал над созданием такого корабля. Я дизелист: у меня специальность «дизели и газовые турбины». Я нашел схему секретного немецкого двигателя. Это очень интересный дизель, двухтактный. Он для Юнкерсов был у немцев, сделано было их не так много. И вот я их собрал четыре штуки на четыре коленвала и вертикально поставил. И колонку гребную, которую сейчас вот только начали ставить на торговых судах. И с таким двигателем можно было маневрировать. После окончания не пошел в ЦНИИ Крылова; судьба решила иначе – был направлен на 5-й завод [8] и там был конструктором, потом стал заместителем начальника, а потом и начальником стапельного цеха. У меня – молодого пацана – было 400 человек в подчинении. Народ был весь с рождения завода; завод-то в войну подчинялся НКВД: они делали катера для Дальнего Востока. Но потом из-за тяжелого графика работы покинул завод: невозможно было – я домой приходил на пять часов. А вообще-то у меня была цель: я жизнь посвятил флоту и работал до 80 лет.

После ухода с судостроительного Завода № 5, Александр Станиславович работал с 1958 по 1997 г. в ЦНИИ передовой технологии судостроения (ЦНИИ-138, ныне АО «ЦТСС») сначала старшим инженером, а затем начальником сектора главных технологов. Он непосредственно участвовал в разработке и реализации в ЦКБ и на заводах организационно-технологических проектов и методов постройки судов, занимался модернизацией и техническим перевооружением заводов 2-гоглавка Минсудпрома СССР, проводил комплексный анализ технического уровня судостроительного производства на заводах Северо-Запада, более 10 лет занимался монтажом атомных паропроизводящих установок на подводных лодках в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Александр Станиславович также разрабатывал методы постройки, буксировки и установки на месторождении газонефтедобывающих платформ совместно с предприятиями «Газпрома». И теперь будучи на пенсии каждый год, вот уже на протяжении 25 лет, он возвращается к людям, с которыми провел почти 40 лет своей жизни. 

Коллектив АО «ЦТСС» выражает искреннее уважение и глубокую благодарность Александру Станиславовичу за его самоотверженный подвиг в годы войны, за неустанный труд на благо страны в мирные годы и за все, что было сделано для будущего России! Мы помним и чтим Вашу самоотверженность на благо Родины и желаем Вам крепкого здоровья и благополучия!

IMG1мини.jpg    IMG_4205.jpg

1. Здание бывшей таможни – прим. ред.

2. Около 11 градусов по Цельсию – прим. ред.

3. Специальные радиокурсы разведывательного отдела Краснознаменного Балтийского Флота – прим. ред.

4. Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, на которое с июля 1941 года была возложена ответственность за организацию подготовки населения к противовоздушной обороне – прим. ред.

5. Малые тральщики проекта 253Л «Ленинградский» начали строить на заводе в июле 1943 г. – прим. ред.

6. Линкор «Октябрьская революция» подвергался массированным атакам с воздуха в сентябре 1941 в Кронштадте, в январе 1942 уже в Ленинграде получил подводную пробоину. Линкор «Марат» был сильно поврежден в сентябре 1941 года во время авианалета и был полностью затоплен, но силами рабочих Кронштадтского ремонтного завода и уцелевших моряков боеспособность корабля была частично восстановлена. Крейсер «Киров» в апреле 1942 года крейсер получил 4 прямых попадания и был серьезно поврежден, но уже летом 1942 года вернулся в строй. Крейсер «Максим Горький» во второй день войны подорвался на мине в Финском заливе, после ремонта – участвовал в обороне и прорыве блокады Ленинграда.

7. Ленинградский кораблестроительный институт – прим. ред.

8. Судостроительная верфь Морпогранохраны ОГПУ была основана в 1933 г., в 1939 г. была переименована в Завод № 5, сегодня – Судостроительная фирма «Алмаз» – прим. ред.